Для того, чтобы минимизировать риск возникновения пожаров в учебных учреждениях, необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности, указанные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», в том числе:

– запрещается приносить в школу и пользоваться любыми зажигательными и курительными принадлежностями (спички, зажигалки, сигареты и т.п); приносить в школу хлопушки, петарды, фейерверки и играть с ними;

– запрещено приносить и пользоваться в школе легковоспламеняющимися, горючими материалами и жидкостями, газовыми баллончиками;

– запрещено разводить костры на территории школы;

– нельзя без разрешения учителя включать в кабинете электрические приборы;

– нельзя нагревать незнакомые приборы, упаковки для порошков и красок. Особенно аэрозольные упаковки (металлические баллончики);

– опыты проводятся только в кабинетах физики и химии;

– нельзя поджигать самим и позволять младшим поджигать тополиный пух и сухую траву на территории школы. Это создает опасность распространения горения на здания, строения, сооружения, расположенные вблизи!

– в каждом классе есть огнетушитель. Необходимо научиться им пользоваться. Огнетушители используются исключительно в целях ликвидации горения, задымления. Их использование не по назначению может привести к последствиям.

Меры пожарной безопасности в кабинетах физики, химии и мастерских.

Из всех школьных помещений наиболее потенциально пожароопасны кабинеты физики, химии и производственные мастерские, так как именно здесь имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества и материалы, газовые горелки, спиртовки, электроплитки и т. п.

Классные доски, парты, шкафы, столы располагаются и содержатся с таким расчетом, чтобы проходы между ними, ведущие к эвакуационным выходам из кабинетов, лабораторий, производственных мастерских были свободны.

В помещениях, предназначенных для проведения опытов (экспериментов) с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, допускается их хранение в количествах, не превышающих сменную потребность, в соответствии с нормами потребления для конкретных установок. Доставка указанных жидкостей в помещения производится в закрытой таре.

В химических лабораториях загорание может произойти даже без участия человека. Многие из применяемых химических веществ и реактивов обладают пожаро- и взрывоопасными свойствами, являются сильными окислителями, восстановителями или неустойчивыми при хранении веществами.

Требуется соблюдать правила хранения таких веществ и материалов, иначе могут быть нежелательные последствия: взрыв, самовоспламенение и т. п. Опасные при взаимодействии вещества должны храниться раздельно, в соответствующей упаковке и в допустимых количествах. Необходимо следить за тем, чтобы на упаковках всех реактивов имелись четкие этикетки, включающие знаки безопасности.

Соблюдение мер пожарной безопасности обеспечит нормальные с точки зрения пожарной безопасности условия занятий в химических и физических кабинетах, в производственных мастерских.

Порядок эвакуации из образовательных учреждений:

В каждой школе, учебном учреждении разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей при пожаре.

Если в школе возникло загорание необходимо, в первую очередь, вызвать пожарную охрану и быстро организовать эвакуацию всех школьников. Малейшая растерянность, паника могут привести к непоправимым последствиям.

В плане эвакуации отражают вопросы оповещения педагогов и учащихся о пожаре, выхода школьников из горящих и находящихся под угрозой распространения горения и дыма помещений, указываются пути эвакуации и эвакуационные выходы. План эвакуации состоит из двух частей – графической и текстовой. В графической части показывается поэтажная планировка здания. Планы можно упрощать, изображая конструкции в одну линию, исключать небольшие помещения, не связанные с пребыванием людей. Но все эвакуационные выходы и пути эвакуации должны быть обозначены. Наименование помещений обозначают непосредственно на поэтажных планах, либо все помещения нумеруют и прилагают пояснение к плану. Нумеруют эвакуационные выходы и лестницы. Это позволяет сократить и упростить пояснительную записку к плану эвакуации. Двери на плане эвакуации показывают открытыми.

На плане наносят стрелки, указывающие направление движения людских потоков, исходя из наименьшего времени выхода и большей безопасности путей эвакуации.

Пути эвакуации делят на основные, которые обозначают сплошными зелеными линиями со стрелками, и резервные, которые обозначают пунктирными линиями со стрелками.

Руководитель учебной организации обеспечивает проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации сотрудников и учащихся. Все обучающиеся должны помнить, где расположен план эвакуации и понимать как им пользоваться, а также знать, что в случае пожара, необходимо немедленно эвакуироваться на улицу.

Первое действие – вызов пожарной охраны. Для того чтобы вызов был четким, приводят текст вызова. Второе действие – устное оповещение об эвакуации. Это может происходить по громкоговорящей сети в рамках Системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), при этом по всему зданию транслируется заранее подготовленный текст.

При эвакуации детей в детских учреждениях преподаватели и воспитатели обязаны:

– подготовить детей к эвакуации: прекратить занятия, игры, прием пищи; необходимо быстро одеть детей;

– объявить порядок, направление движения и место сбора;

– в соответствии с планом эвакуации: открыть двери в направлении движения; вывести детей; после того как дети выведены, в целях уменьшения скорости развития пожара по зданию необходимо двери закрыть;

– собрать всех детей в предусмотренном планом эвакуации месте («место сбора»);

– оказать, при необходимости, первую помощь;

– проверить наличие детей по списку и результаты доложить директору или командиру прибывшего пожарного подразделения, руководителю тушения пожара.

Каждое школьное здание должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. В случае, если один из них отрезан огнем, для спасения людей используется второй.

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания, возможность свободного их открывания изнутри без ключа.

При пожаре необходимо в считанные минуты попытаться оказаться на улице или хотя бы в помещении, где есть возможность дышать свежим воздухом. Интенсивное образование продуктов горения (дым, пары) и быстрое их распространение по помещениям и путям эвакуации происходит уже в начальной стадии пожара. В этой ситуации концентрация углекислого газа предельно опасна для человека, когда достаточно нескольких вдохов, чтобы потерять сознание.

В учебных классах запрещается увеличивать установленное число парт (столов), а также превышать нормативную вместимость в учебных классах и кабинетах. В случае превышения нормативной вместимости в учебном классе, создается угроза безопасной эвакуации людей из здания.

Руководитель образовательной организации организует проведение перед началом каждого учебного года (семестра) с обучающимися занятия по изучению требований пожарной безопасности, в том числе по умению пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара и первичными средствами пожаротушения. Данные мероприятия помогают обучающимся спокойнее реагировать на возникающие чрезвычайные ситуации, и способствуют развитию соответствующих навыков.

При обнаружении пожара или задымления, необходимо срочно сообщить об этом учителям, персоналу школы и в пожарную охрану по номеру «101»!