Принятие Донецкой Народной Республики в состав Российской Федерации предусматривает формирование органов государственной власти и местного самоуправления, постепенную адаптацию к федеральному законодательному полю, масштабные инвестиционные проекты по восстановлению инфраструктуры населенных пунктов республики, которые в своей совокупности несут повышенные коррупционные риски, центральное место по противодействию которым в Донецкой Народной Республике отводится органам прокуратуры.

Противодействие коррупции – одна из приоритетных задач и важнейшее направление деятельности органов прокуратуры.

Правовую основу противодействия коррупции составляют как федеральные и республиканские нормативные правовые акты, так и международные.

Так, законодателем дано понятие «коррупции» – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В Донецкой Народной Республике предусмотрена ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства: дисциплинарная, административная и уголовная.

Дисциплинарный коррупционный проступок – это действие или бездействие лица, нарушающее законодательство о противодействии коррупции, но не являющееся преступлением или административным правонарушением.

Наиболее распространёнными дисциплинарными проступками являются:

1) неуведомленние государственным или муниципальным служащим работодателя, органов прокуратуры, правоохранительных органов о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

2) непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению возникшего или могущего возникнуть конфликта интересов; 3) непредставление либо представление недостоверных неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного (муниципального) служащего или его супруги (а) и несовершеннолетних детей.

Конфликт интересов – ситуация, при которой прямая или косвенная личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Личная заинтересованность – это ситуация, при которой доходы, выгоды, преимущества может получать сам служащий, его родственники, друзья (знакомые) или организации, которые как-то связаны с ним.

         За совершение дисциплинарных проступков предусмотрена ответственность в виде замечания, выговора, а также увольнения. Основаниями увольнения в таком случае могут является утрата доверия работодателя или непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

         Административное коррупционное правонарушение – обладающее признаками коррупции действие или бездействие, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), за совершение которого установлена административная ответственность, но не являющееся преступлением.

К числу основных коррупционных проступков относятся:

1) незаконное вознаграждение (взятка) от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ);

2) привлечение работодателем к трудовой деятельности либо заказчиком работ (услуг) к выполнению работ на условиях гражданско-правового договора бывшего или действующего государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в установленный перечень, без уведомления его бывшего работодателя в 10-дневный срок (ст. 19.29 КоАП РФ).

Взятка – это получение должностным лицом лично или через посредника незаконного вознаграждения в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

За совершение коррупционных правонарушений предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, размер которого в отделённых случаях в зависимости от размера взятки может составлять от ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Дела о коррупционных административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором.

         Коррупционное преступление – предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении должностными лицами каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

К числу основных коррупционных преступлений следует отнести следующие:

1) использование должностным лицом своих полномочий для получения имущественной выгоды (злоупотребление или превышение полномочий, ст.ст. 285, 286 УК РФ);

2) дача или получение взятки (материальные ценности, деньги, ювелирные изделия, бытовая и иная техника, недвижимость, транспортное средство, оплата обучения детям или супругам, путевка на отдых и т.д.) за совершение действий при исполнении должностных полномочий, в том числе освобождение лица от ответственности за нарушение закона (ст.ст. 290, 291 УК РФ);

3) мелкое взяточничество, то есть получение, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (ст. 291.1 УК РФ);

4) хищение должностным лицом бюджетных средств (части 3 и 4 ст. 159 УК РФ);

5) внесение должностным лицом или служащим в официальные документы заведомо ложных или искажающих действительность сведений из корыстной или иной личной заинтересованности (служебный подлог, ст.292 УК РФ).

В зависимости от тяжести и обстоятельств совершенного коррупционного преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, принудительных работ, ограничения свободы, ареста, а также в лишения свободы сроком до 15 лет.

Если Вас вынуждают дать (предложили получить) взятку или вы уже ее дали, сообщите об этом в прокуратуру, способствуйте раскрытию и расследованию преступления. Только в этом случае вы не подлежите административной и уголовной ответственности, в отношении Вас могут быть применены меры безопасности с целью охраны ваших прав и свобод.